в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Саморазвитие
Почему с эмоциями нужно дружить, а не воевать
22 мая 6 539 просмотров
Саморазвитие
Почему с эмоциями нужно дружить, а не воевать
22 мая 6 539 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Стыд, вина, гнев, тревога, страх, печаль и другие «негативные» эмоции даны нам не просто так. Психолог Гарвардской медицинской школы и создатель бестселлера «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид уверена: даже в самых трудных переживаниях можно найти что-то ценное. Публикуем перевод ее заметки из Harvard Business Review.

***

Нам часто дают советы, как «контролировать» эмоции, но такая формулировка в корне ошибочна: эмоции не могут быть плохими, поэтому их не надо избегать или контролировать. Они просто есть. Примите это как данность.

Наши эмоции появились в процессе эволюции не случайно. Это сигнальная система, помогающая нам общаться друг с другом и лучше понимать самих себя.

Что действительно нужно сделать, так это научиться эмоциональной гибкости — способности разбираться даже в самых сложных переживаниях и извлекать из них полезную информацию, чтобы принимать адекватные решения.

О чем говорят ваши эмоции?

Всегда спрашивайте себя, какую функцию выполняет ваша эмоция. Что она вам говорит? О чем сигнализирует?

Рассмотрим это на примере Майкла, который обнаружил, что застрял в бесконечном цикле стресса из-за непрекращающегося натиска рабочих задач. Когда он более точно определил свои эмоции, то осознал, что чувствовал не просто перенапряжение: его беспокоили неудовлетворенность работой в целом, разочарование в своем выборе и тревога за собственное будущее.

Как только Майкл распознал и принял эти эмоции, то смог понять, о чем они сигнализируют. Он начал сомневаться, что находится на правильном пути.

Это откровение означало, что не нужно решать проблемы с продуктивностью, тренировать дисциплинированность, учиться определять приоритеты или говорить нет дополнительным задачам. Майклу надо было сделать что-то более конструктивное и подходящее к его ситуации, и он начал работать с консультантом по вопросам карьеры.

Майкл изучил свои эмоции и постарался понять, что они ему говорят, а не отмахнулся от них. Это позволило ему узнать о себе нечто новое, сконцентрироваться на правильной проблеме и в конце концов выбрать другую карьеру, где он тоже решает много задач, но не испытывает такого стресса.

Эмоции часто преподносят ценные уроки. В частности, они показывают, чего нам не хватает в жизни.

Реакция должна соответствовать вашим ценностям

Также эмоции могут многое сказать о том, что для нас по-настоящему важно. Вы чувствуете любовь к своей семье. Вы хотите реализовать амбиции на работе и радуетесь достижениям. Вы испытываете умиротворение и удовлетворенность, когда стоите на горной вершине.

Так вот, нужно концентрироваться именно на этих ценностях. Если вы сосредоточитесь непосредственно на эмоциях, не попытавшись копнуть глубже, то можете принять плохое решение.

Приведу пример. Скажем, вам нужно дать непростую обратную связь по поводу отчета вашей подчиненной. Вы беспокоитесь из-за предстоящего разговора и постоянно откладываете его (что заставляет вас тревожиться еще сильнее).

Разобравшись в своих эмоциях, вы осознаете, что одна из ценностей, лежащих в основе вашего промедления, — это справедливость. Вы просто не хотите быть несправедливым по отношению к хорошей сотруднице.

А теперь спросите себя, что будет справедливее: избегать неприятного разговора и дальше или все-таки дать коллеге обратную связь и помочь ей добиться успеха?

Если вы научитесь видеть каждую ситуацию в таком свете, то больше не будете рабом сиюминутных переживаний, а сможете делать правильный выбор, опираясь на ценности, которые лежат в основе ваших эмоций.

Подобный образ мышления помогает избежать множества ошибок. Ведь мы часто делаем то, что позволяет нам почувствовать себя лучше в текущий момент, но не соответствует нашим ценностям и наносит вред в долгосрочной перспективе.

Избегание важного разговора — типичный пример, но есть и много других. Например, вы отчитываете кого-то за то, что он действует вам на нервы (хотя цените сострадание); не можете бросить комфортную работу и открыть свой бизнес, о котором давно мечтаете (хотя цените личностный и карьерный рост); начинаете заниматься самокритикой из-за какой-нибудь мелочи (хотя цените уверенность в себе).

Не позволяйте эмоциям бесконтрольно управлять вашим поведением, но и не сражайтесь с ними. Вместо этого думайте, о чем они вам говорят, и эффективно используйте полученную информацию.

Обложка поста отсюда
Оригинал текста: HBR
Перевод: издательство «МИФ»

Больше о том, как научиться понимать свои чувства и использовать их во благо, читайте в книге «Эмоциональная гибкость»

Похожие статьи