404 Not Found

404 Not Found


nginx
Саморазвитие
Путеводитель по лжи: способы критического мышления
9 марта 6 789 просмотров
Саморазвитие
Путеводитель по лжи: способы критического мышления
9 марта 6 789 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Как определить, не содержатся ли в новостях псевдофакты, искажения данных или откровенная ложь? Чтобы найти истину, нужно мыслить критически. Именно этому — критическому мышлению — и учит Дэниел Левитин, автор книги «Путеводитель по лжи». Он дает набор инструментов, овладев которыми, вы сможете обрабатывать входящую информацию и выявлять ложь.

В ходе изучения Стэнфордским университетом умения пользователей рассуждать относительно информации из интернета было протестировано более 7800 учеников старших классов школы и студентов колледжа. Исследователи ссылаются на «потрясающую и вместе с тем тревожную тенденцию. В целом умение молодых людей рассуждать об информации из интернета можно обозначить одним словом: „никакое“». Они с трудом могли отличить новости высокого качества от лжи.

Рассмотрим несколько способов, помогающих критически оценивать новости, рекламу и отчеты.

Возможные уловки при сообщении данных

Представьте инвестора, раздумывающего, стоит ли покупать акции компании, производящей безалкогольные напитки. У него есть график, представляющий годовой отчет компании по продажам:

Представьте инвестора, раздумывающего, стоит ли покупать акции компании, производящей безалкогольные напитки. У него есть график, представляющий годовой отчет компании по продажам:
Иллюстрация из книги

Выглядит многообещающе — продажи Peachy Cola постоянно растут. Пока что все идет хорошо. Но давайте припомним, как устроен наш мир, — и постараемся извлечь из этих знаний какую-нибудь пользу. Итак, мы знаем, что конкуренция на рынке безалкогольных напитков огромна. Продажи компании растут, но, возможно, не так быстро, как у конкурентов. Потенциальному инвестору важно сравнить продажи Peachy Cola с продажами других компаний — ее продажи могут расти незначительно, в то время как рынок развивается особенно стремительно, а конкуренты зарабатывают больше, чем Peachy Cola. И как видно на этом графике с двойной осью Y, это, возможно, не сулит производителям ничего хорошего:

И как видно на этом графике с двойной осью Y, это, возможно, не сулит производителям ничего хорошего:
Иллюстрация из книги

Тот факт, что кто-то предъявляет вам статистику или показывает график, еще не означает, что все это относится к делу. Задача заключается в том, чтобы получить релевантную информацию и игнорировать те сведения, которые никакого значения не имеют.

Обманчивые иллюстрации

Инфографика в большом почете у разных ловкачей и пройдох, которым нужно сформировать мнение аудитории, и полагаются они на то, что большинство людей не станут вникать в то, что выглядит убедительно. Вот, например, посмотрите на этот рисунок. Возможно, с его помощью кто-то хотел напугать вас и заставить думать, что быстро растущая инфляция съедает все ваши с таким трудом зарабатываемые деньги:

Инфографика в большом почете у разных ловкачей и пройдох, которым нужно сформировать мнение аудитории, и полагаются они на то, что большинство людей не станут вникать в то, что выглядит убедительно.
Иллюстрация из книги

Выглядит страшновато, правда? Но присмотритесь. Ножницы отрезают не 4,2% от банкноты, а около 42%.

Когда ваша визуальная система сталкивается с логической, первая всегда выходит победителем.

Если только вы не приложите усилий, чтобы переломить это предубеждение. Точная инфографика выглядела бы похоже, но производила бы менее сильный эмоциональный эффект.

Точные и верные цифры

Когда мы сталкиваемся с точными цифрами, то обычно полагаем, что они к тому же еще и верны, но это не одно и то же. Если вы услышите: «Сегодня многие люди покупают электромобили», — вы подумаете, что автор фразы строит догадки. Но если фраза будет звучать как: «16,39% продаж новых автомобилей составляют электрокары», — вы решите, что автор точно знает, о чем говорит.

И в этот момент вы спутаете два таких понятия, как «точные» и «верные» цифры. Возможно, автор все выдумал. Может, он опросил только небольшую группу людей возле дилерского центра электрокаров.

Доступ

Доступ — одно из тех слов, которые вас должны насторожить, когда вы встречаете их в статистике. К примеру, можно заявить, что 90% людей в мире имеют «доступ» к «Путеводителю по лжи», потому что 90% населения земного шара живут на расстоянии не больше 40 километров от интернета, железных или автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, портов или маршрутов собачьих упряжек.

И, в общем, такая информация правдива. Но если вам подают ее как факт того, что книгу прочитали 90% населения Земли, это повод насторожиться и включить критическое мышление. Так, например, рекламировал себя один из телеканалов в США: «Мы доступны в 100 миллионах домов!» Но это совсем не означает, что во всех 100 миллионах его смотрят.

Подготовлено по книге «Путеводитель по лжи».
Обложка поста: источник.

Похожие статьи

404 Not Found

404 Not Found


nginx