в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Комиксы
Фильм, фильм, фильм… О комиксе «Как устроено кино»
28 декабря 2017 1 406 просмотров
Комиксы
Фильм, фильм, фильм… О комиксе «Как устроено кино»
28 декабря 2017 1 406 просмотров

Ульяна Разгуляева
Ульяна Разгуляева

Сегодня, 28 декабря, международный день кино. И это отличный повод обратиться ко всеми любимому виду искусства. Фильмы смотрят все, но если вы не будущий кинокритик или студент ВГИКа, то вряд ли когда-нибудь задумывались, как они устроены. О том, например, как кино влияет на наше восприятие и заставляет поверить в происходящее на экране.

Автор комикса «Как устроено кино» Эдвард Росс рассказывает обо всех особенностях кинематографа — в семи главах. И если вы еще не читали, то давайте пробежимся по комиксу. Это очень увлекательно.

Фильм, фильм, фильм… О комиксе «Как устроено кино»

ГЛАЗ: Глава, открывающая книгу, открывает и глаза на историю кино читателю. Она вскрывает разногласие между идеей, что фильм заставляет по-новому взглянуть на реальный мир, и противоположным убеждением, что кино — иллюзия и обман зрения. Путь от «Путешествия на Луну» (1902) и «Делай как надо!» (1989) до более поздних картин становятся захватывающим вступлением в историю кино с глубокомысленным взглядом на фильмы, как инструмент влияния на наше восприятие окружающего мира.

Например, мы привыкли к тому, что в фильме обычно есть один рассказчик и одна точка зрения, но в самурайской драме «Расёмон» Акиры Куросавы об одном и том же преступлении рассказывают четверо свидетелей. Все истории, как и в реальной жизни, противоречат друг другу — так фильм демонстрирует, насколько ограниченной может быть единственная точка зрения.


ТЕЛО: В главе «Тело» Росс изучает неиссякаемое вдохновение кинематографа человеческими формами, от физических способностей актера создавать характер персонажа на экране до проблемы отношения массового кино к расовым, половым и физическим отличиям. От «Страстей Жанны Д’Арк» (1927) до «Мухи» (1986) глава раскрывает кинематографическое тело во всей своей красоте и ужасе.

Так функция тела в кино не сводится лишь к инструменту актерской игры. Будучи доминирующей культурной областью, кино оказывает большое влияние в усилении или оспаривании общественных стереотипов. Оно диктует нам представления об «идеальном» весе, о том, как тело должно быть выбрито и украшено, и в чем должно соответствовать гендеру.

ДЕКОРАЦИИ И АРХИТЕКТУРА: С самых ранних дней кинематографа зрителей увлекала возможностью увидеть окружающий нас мир другим. В этой главе мы узнаем, как наши любимые фильмы стали такими запоминающимися именно благодаря пространству и месту действия. Глава-путешествие по удивительным мирам кинематографа — из промышленного ада «Метрополиса» (1927) в невероятные неоновые пейзажи «Бегущего по лезвию» (1982), который Ридли Скотт пытался сделать максимально реалистичным. Для достижения этой цели он сплетает воедино реальные локации, декорации и потрясающие спецэффекты, создавая насыщенное визуальное полотно. В результате получился бесконечный мегаполис, затянутый смогом, где старая архитектура смешивается с новой, культуры сплавляются вместе и границы исчезают.

ВРЕМЯ: Неосязаемая и неизбежная характеристика жизни — время — заглавная тема множества самых глубокомысленных киношедевров. Глава детально изучает эффекты изменения и ускорения повествования в кино, например, мощную выразительность режиссуры «Броненосца Потемкина» (1925) и завораживающий шедевр «Русский ковчег» (2002), снятый одним полуторачасовым кадром. Личное ощущение времени и роль кино в осмыслении зрителем прошлого, настоящего и возможного будущего — от «Взлетной полосы» (1962) до «Помни» (2000).

ЯЗЫК И ГОЛОС: С момента первого появления звука в кино кинематограф получил силу человеческого голоса. Эта глава рассматривает роль голоса и звука в кино со всех сторон: от песен и танцев в «Поющих под дождем» (1952) до демонических хрипов и воплей в «Изгоняющем дьявола» (1973). Любой фильм может быть самостоятельнымом язык, способным распространять идеи невербально.

Яркий пример использования голоса в качестве инструмента актерской игры — гипнотизирующее превращение Хита Леджера в Джокера в «Темном рыцаре» (2008). Леджер использует прерывистый ритм и получается рваный, подрагивающий голос, похожий на то, как если бы у детской игрушки сели батарейки. О непростой истории персонажа, замалеванного под клоуна до такой степени, что едва ли можно разглядеть под маской человека, мы догадываемся именно по его голосу: сломанный сам по себе, он указывает и на психологические травмы.

ИДЕОЛОГИЯ И ВЛАСТЬ: Поднявшись над чисто развлекательной функцией, кино становится инструментом влияния на общественное сознание. Глава-исследование о том, как кинематограф воздействует на наше поведение и отношение к реалиям повседневности. Автор, показывая силу военной пропаганды параллельно с опасностью мультфильмов Диснея, предлагает дважды подумать, прежде чем заявлять: «Это всего лишь кино!»

Да, как бы это не казалось странным, мультфильмы студии «Дисней», любимые и взрослыми, и детьми по всему свету, определяют то, как молодое поколение видит мир. От «Белоснежки и семи гномов» (1937) до «Красавицы и чудовища» (1991) и далее, «Дисней» долго изображал женских персонажей как дам, находящихся в беде, для которых главной целью является свадьба с принцем. Умышленно или нет, используя подобные клише, «Дисней» задавал планку ожиданий для молодежи, прописывая нормы еще до того, как дети пойдут в школу.


ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОФОБИЯ: Возникнув из технических инноваций XIX века, киноиндустрия тем не менее пропитана технофобиями. Глава рисует страх человечества от побочных эффектах технологического прогресса: неистовые бунтующие роботы, радиоактивные мутанты, зловещий искусственный интеллект.

Отличный пример — посвященный непростым взаимоотношениям капитализма и генетики «Парк Юрского периода» (1993) рассказывает о том, как динозавров вернули к жизни с единственной целью — сделать развлечением для богатых в эксклюзивном тематическом парке. И как люди оказались втянутыми в первобытную борьбу за выживание, когда в система защиты парка отключается. В эпоху, когда компании регулярно патентуют научные открытия с целью увеличения прибыли, фильм открыто предупреждает о последствиях монетизации природы.

Так путешествуя через «Новые времена» (1936) и «Терминатора» (1984), книга заканчивается взглядом на будущее самого кинематографа.

Даже такой быстрый экскурс в теорию и историю кинематографа поможет вам быть более подготовленным при следующем походе в кино. И доставит море удовольствия. Это мы вам обещаем.

По материалам комикса «Как устроено кино»

Оригинал: filmish

Рубрика
Комиксы

Похожие статьи